Парящие над волнами
Человек-мореплаватель, открывший мир бескрайнего синего простора, всегда ощущал силу природной стихии и переменчивое настроение богов. Отправляясь в походы на утлых суденышках, древние египтяне, греки и финикийцы знали, как обращаться к высшим силам с просьбой о защите и покровительстве на море. Помимо подношений богам в храме, они устанавливали на носу корабля фигуру, что служила не только украшением, но еще и своеобразным оберегом. Считалось, что там обитают духи, под покровительством которых любые ветры, штормы и мели нипочем. А в случае, если корабль шел ко дну, то духи сопровождали моряков в иной мир.
Изображения, которые служили оберегом и символом удачного похода, подбирали в соответствии с традиционными верованиями и представлениями о мире. Например, у финикийцев часто изображалась несущаяся лошадь, с развевающейся гривой по ветру, которая символизировала быстроходность судна.
Египтяне отдавали предпочтение изображениям птиц. Викинги для устрашения врагов устанавливали дракона.
Греки почитали богиню победы Нику, поэтому чаще всего можно было встретить именно её, парящую над волнами впереди корабля.
Древние римляне искали поддержку у своих богов, поэтому сопровождал их в пути грозный Нептун или удачливый Меркурий.
В Древнем Риме носовое украшение было известно под названием «ростра», а в Древней Греции — «кариатида».
В наше время фигуру на носу корабля называют галеонной (по названию судна галеон), но в морской терминологии она известна как «гальюнная», по месту расположения. Гальюн — свес в носовой части парусника, где раньше находилось отхожее место для экипажа. Название настолько закрепилось в употреблении, что и по сей день туалеты на кораблях называют гальюнами.
Со временем изображения под бушпритом стали в той или иной форме олицетворять название корабля. Помимо защиты от стихий и неудач, галеонная фигура превратилась в визитную карточку судна и его владельца.
Испано-португальские мастера начиная с середины XVI века на больших трехмачтовых парусниках, предназначенных для перевозки ценных грузов, начали устанавливать не просто фигуры, а настоящие произведения искусств.
Расцвет скульптурного декора кораблей приходится на ХVII век. Насыщенность деталей, вычурность и богатая отделка — всё это считалось признаком роскоши, достатка и могущества. Порой отделка корабля не уступала дворцовому декору, а иногда даже превосходила его.
После ХVII в. вплоть до XIX в. популярным стало изображение льва на военных судах. Петр I перенял «моду» на львов у голландцев, после чего в декорировании парусников российского флота царь зверей стал появляться чаще. Нос корабля украшали геральдическими или именными скульптурами: человеческие фигуры, птицы, звери, гербы, виньетки, гирлянды и т.п.
Когда судно отправлялось на покой, галеонную фигуру снимали и водружали на колонну или стену дома хозяина или капитана.
Dessa