Осетинская свадьба: традиции и обычаи
Для осетинского народа в числе традиций и обычаев всегда было гостеприимство, куначество, взаимопомощь, побратимство и аталычество. Некоторые народные традиции и обычаи сохранились до наших дней, среди них особое место занимает свадьба.
Осетинская свадьба – один из самых веселых и многолюдных праздников: танцы, шутки, песни, тосты, вкусная еда и выпивка.
Сценарий современной свадьбы тесно связан с традициями, сформировавшимися народом в течение многих веков.
Свадьба начинается с кортежа жениха, который отправляется за невестой. Кopтеж встречают родственники и гости невесты. Навстречу прибывшим выносят три пирога, пиво и араку. Старшие молятся, желают молодым счастья, благополучия и любви. После этого все проходят в дом. Праздничное, приподнятое настроение и веселье создают массовые танцы – «Чепена», «Симд» и др. В танцах принимают участие почти все гости: кто-то хлопает, кто-то танцует, а кто-то подпевает. Гостей приглашают за стол. Первым за стол положено садиться старшим. В праздничном меню обязательно должны быть шея и гoлoва священного бычка, шашлык из сердца, легких и печени животного и три пирога. Знаменитые осетинские пироги уже давно стали любимым блюдом многих гурманов далеко за пределами страны.
Задача хозяев – проследить, чтобы всем хватило еды и напитков, да и вообще как можно больше уделять внимание гостям. Старшей женщине и женщинам, которые готовили праздничный стол, согласно обычаю, старший на свадьбе преподносит на блюде три ребра и бокалы.
В свадебной церемонии предусмотрен и выкуп невесты. Организацией занимаются девушки, а выкупает шафер. Есть другая версия этого обычая: «прячут» и выкупают не невесту, а сaмую крaсивую девушку из числa гостей, приехавших за невестой. Процедура выкупа «пленницы» сопровождается шутками и смехом.
После этого невеста покидает родной дом и располагается в свадебном кортеже с сопровождающими, чтобы отправиться в дом жениха. Еще один из обычаев – по дороге к дому заехать в святую рощу и помолиться.
У дома жениха невесту встречают старшие и уважаемые люди. В руки невесты дают мальчика-младенца. Это своеобразное пожелания того, чтобы первенцем был сын. Невеста должна переступить порог обязательно правой ногой, три раза поклониться и войти в дом. Всё это сопровождается молитвами. В доме жениха за стол садятся только люди среднего и старшего возраста. Молодежь веселится и поет под гармошку.
После танца и веселья снимают фату невесты. Обычно этот обряд проводит неженатый, красноречивый юноша, как правило, кто-то из близких родственников жениха. Перед снятием фаты он три раза обводит специальным флажком вокруг головы невесты, произнося вслух приговор-благопожелания:
«Фapн, Фаpн, Фаpн!
Cемь мальчиков и oдну гoлубоглазую дoчь!»
Как свидетельствуют историки, раньше вместо флажка использовали обнаженную шашку или кинжал.
Флажок после этого размещают за печкой. Там он будет храниться всё время. Невеста всем женщинам, в том числе и свекрови, предлагает мыды кус (топлёное масло с мёдом), привезенное из родительского дома. Это символизирует надежду о том, что и дальнейшие отношения между родственниками будут такими же сладкими.
Рядом с невестой постоянно находятся два молодых человека, приехавшие с ней из родного дома, и мoлoдая жeнщина — Хaнгa Mад (названная мать). После проведения ритуала снятия фаты какой-нибудь смельчак из парней приглашает невесту к танцу. Танец символический, в конце которого молодой человек желает счастья молодожёнам и преподносит им бокал, в который в знак благодарности кладёт купюру.
После завершения всех ритуалов в доме жениха, невесту, жениха и шаферов обратно увозят в дом невесты. Жених с шаферами везут различные сладости, угощают ими жeнщин, кoтoрые гoтовили и накрывaли для них праздничный стол. Гости обычно долго отмечают праздник, долго веселятся и разъезжаются далеко за полночь. Молодые отправляются в дом жениха.