О великом польском современнике
Рассуждать об игре польского пианиста Кристиана Цимермана можно бесконечно. Один из самых ярких исполнителей XX-XXI столетий, признанный во всем мире, собирающий по сей день колоссальные аншлаги при нечастых выступлениях, не нуждается в представлении. Но хотелось бы сказать об его безупречном исполнительском прочтении произведений классики и сочинений композиторов XX века. В игре Цимермана, практически совершенной технически, отсутствует саморисование и самолюбование, артист исполняет музыку так, как чувствует, и что немаловажно, исполнение отличается глубоким исследованием авторского замысла. Что бы не играл К.Цимерман, будь то Брамс или Бетховен, Шуберт или Лист, Шимановский или Лютославский – во всем виден подробный и тщательный анализ произведения, глубокое, вдумчивое отношение к музыкальному материалу. Цимерману чужды повышенные эмоции, но при этом его игра наполнена блестящей одухотворенностью и полетом фантазии. Каждое выступление пианиста создает впечатление сиюминутного экспромта, за которым на самом деле стоит колоссальная работа ума и сердца.
Можно сказать, что по уровню своего дарования, польский пианист не только не уступает легендарным исполнителям-пианистам, но даже превосходит многих прославленных мэтров, его исполнительский почерк индивидуален, его невозможно ни с кем спутать, он узнаваем. Уровень его исполнительского искусства возрос до такой планки, когда уже разговоры об узком инструментализме не имеют смысла, настолько недосягаем Цимерман в своем мышлении. Его агогика настолько естественна и гармонична, а структурное мышление – уникально и отточено, практически можно сказать, что в аналитичности структурирования музыкального материала ему нет равных. Образная сфера исполнительства Цимермана точно соответствует замыслу автора, и тот слушатель, кто досконально разбирается в музыкальном материале, сможет по достоинству оценить интеллект Цимермана-исполнителя. Произведения, которые выходят из-под рук Цимермана, приобретают новую жизнь, настолько свежо восприятие пианиста исполняемой им музыки, как будто она была написана сию секунду им самим. Техническая оснащенность К.Цимермана – высший образец исполнительского совершенства, каждый мелизм, каждый искрометный пассаж напоминает хрустальную гирлянду из ограненных драгоценных камней ювелирного изделия высшей пробы! Особое место в творчестве пианиста занимают произведения эпохи Романтизма. Цимерман блестяще передает эмоции, оттенки чувств и мельчайшие элементы с помощью индивидуальных исполнительских средств, присущих только ему одному. Блестящее владение временем и идеальное чувство меры делают его трактовки эталонными. А эталон – не значит шаблон! Эталон – высшее проявление гармонии.
Звук Цимермана настолько различен и многослоен – тысячи всевозможных вариантов туше строго подчинены каждой конкретной цели для передачи того или иного настроения, ощущения, рефлекторное взаимодействие пальцев с клавишами инструмента создают полную иллюзию легкости и свободы. Как будто звуки выходят откуда-то свыше, а не из инструмента. Разнотембровость голосов в полифонических эпизодах тому подтверждение.
Цимермана по праву можно назвать исполнителем-философом, его трактовки Экспромтов Ф.Шуберта, например, очень смелые в плане работы с временно-звуковым пространством, пианист словно «ходит по краю пропасти», иногда расширяя шубертовские «божественные длинноты» до невероятных размеров, при этом сохраняя агогическую точность при, якобы видимой, свободе. Абсолютно «железное» ощущение общего метро-ритмической основы, не позволяющей приходить к своеволию и «анархии» в исполнительском прочтении сочинения – уникальная отличительная черта Кристиана Цимермана. Манерность, присущая многим музыкантам, главным образом, связанная с штриховыми и агогическими излишествами – это не про Цимермана! Ему чужда манерность как в поведении за роялем, так и внутри музыкального воплощения произведения. При тяжелых физических затратах, неизбежных при исполнении произведений повышенной сложности, Цимерман внешне абсолютно не напряжен и очень фотогеничен в любой момент исполнения. Можно только удивляться, как ему это удается! А ответ очень прост: девяносто девять процентов из ста – колоссальная работа над собой, как музыкантом и человеком! Цимерман безусловно ЛИЧНОСТЬ, таких музыкантов не было и вряд ли будут в истории пианизма.
Алексей СОКОЛОВ-КОРС,
композитор