```````` Круг семьи Монюшко
Letyshops
Сен 092013
 

Stanisław_MoniuszkoСтанислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в Убеле, под Минском – территория современной Беларуси, но среда,  в которой он вырос, была настолько неоднородной, что споры о его национальной принадлежности, как и в случае  с Адамом Мицкевичем и его принадлежностью к литовской и польской культурам, до сих пор не утихают. Литовцы претендуют на Мицкевича, Монюшко иногда ассоциируется с нашей восточной границей,  с белорусской музыкой. Чтобы положить конец этому спору, достаточно вспомнить высказывания самого Монюшко: в личных письмах он несколько раз упомянул польское происхождение своей семьи, которая родом из окрестностей Белостока (город на северо-востоке Польши- прим.перевод.)

Важной фигурой в истории семьи был дед композитора, Станислав Монюшко (1734-1807), который из Подляского воеводства  переехал в Вильнюс, где учился в тамошнем   университете.  Завершив свое образование, он начал профессиональную карьеру и общение в высших кругах среди чиновников и представителей знати. Сам Станислав Монюшко–старший родом из благородной семьи (герб Крживды). Благодаря своей предприимчивости и умению легко налаживать связи, Монюшко в сотрудничестве с Францишиком Ошторпом, секретарем князя Михаила Огинского, создал компанию по снабжению армии и аренды недвижимости в Смиловичах под Минском.  У Михаила Огинского, ввиду отсутствия наследников, управлением поместьем занимались его арендаторы – Монюшко и Ошторп. Столкнувшись с необходимостью погасить долги, Огинский вынужден был продать поместье «Смиловичский ключ», во владении которого находилось несколько мелких деревень и сел. Монюшко с Ошторпом в 1791 году выкупили имущество и разделили землю. Согласно легенде, переданной первым биографом С. Монюшко (композитора) Александром Валицким, предку композитора досталась большая часть имущества, в том числе и Смиловичи.

Дед композитора, помимо хитрости и предприимчивости, как описывалось в первых монографиях Александра Валицкого и Болеслава Вильчинского, чертами  характера был близок к библейским патриархам или непоколебимым рыцарям средневековья. Язык тех описаний сформировался в последней четверти XIX века и носит на себе отпечаток мифологизации, благодаря которой образ композитора приобретает еще больше блеска. Таким образом, авторы пишут о Станиславе Монюшко-страшем как о великодушном человеке, с непоколебимым чувством справедливости, который всю свою жизнь был стражем добродетели, и упоминают его стойкий характер «смиловичского хозяина».

Дальнейшая безмятежная и сельская жизнь Станислава Монюшко (деда) была посвящена семье. Родилось десять детей: шесть сыновей и четыре дочери. В то время как о дочерях  Монюшко биографы не дают никаких сведений, о сыновьях пишут довольно подробно. Предоставлено немало исследовательских материалов о дядях композитора,где отмечается множество достоинств их ума и характера, а слава о некоторых из них выходит далеко за пределы Польши. Они унаследовали от своего отца мужество, необходимое для достижения целей, часто непопулярных в обществе того времени.

Самым старшим сыном был Игнаций (Игнатий) Монюшко (1787-1869). Игнаций обучался на философском отделении Вильнюсского университета. Как и другие его братья и сестры, интересовался политикой, служил в войске. Во времена наполеоновской кампании 1812 года  был представителем Временного совета (как предводитель дворянства – прим. перевод.) среди приветствующих в Минске маршала Даву. Позже Игнаций Монюшко входил в состав минской администрации. В соответствии с решением Наполеона формировать гражданское ополчение, Монюшко за личный счет создал 21-й конно-егерский полк, в котором служили два его младших брата. В этом же полку служил Игнаций Абрамович, который впоследствии станет важной фигурой в жизни композитора Монюшко, поскольку станет президентом Варшавского театра и в будущем назначит композитора на должность директора Большого театра в Варшаве (Польская Национальная опера – прим. перевод.).

После окончания войны Игнаций поселился в деревне и посвятил себя семейной жизни. Он много читал, а образование, полученное некогда им, побудило его постоянно следить за новыми политическими и философскими тенденциями в мире. До конца своих дней он поддерживал идеалы Просвещения, которые вынашивал еще в Вильнюсском университете, и всегда стоял за прогресс и устойчивое развитие.

Второй сын Монюшко-старшего, Доминик Монюшко (1788-1848), был самой заметной фигурой среди всех своих братьев. Как и Игнаций, он окончил Вильнюсский университет, получив степень доктора канонического и гражданского права. Он также принимал участие в кампании 1812 года, служил в Третьем конно-егерском полку, а затем в  полку своего брата. Военная карьера закончилась в 1816 году в звании майора.

Доминик Монюшко в своих владениях проводил социальные эксперименты, которые с небывалым  запалом внедрял на протяжении всей своей жизни. Все его действия были тщательно задокументированы Александром Ельским.

На территории нынешней восточной окраины (Восточные Кресы) воплощалась идея предоставления крестьянам избирательных прав, которая только спустя много лет, в 1863 году, получила свое законное право. В начале XIX века в районах, принадлежащих Доминику Монюшко, проводился эксперимент по ведению фермерского хозяйства. Доминик разделил землю между крестьянами, принадлежащими ему, и предложил использовать её для ведения собственного хозяйства. Знания об организации и ведении фермерского хозяйства Доминик получил, пребывая в Германии и во Франции. Помимо этого, Монюшко наложил обязательство на родителей отправлять детей в школу. В зимние месяца, когда полевых работ не было, крестьяне в обязательном порядке должны были отправлять детей в школу. На территории владения земель Доминика Монюшко работало две школы – для девочек и для мальчиков. Система образования в этих школах была разработана в соответствии с западными методами Песталоцци и Ланкастера, в процессе которого дети обучались религии, чтению на польском и русском языках, каллиграфии, арифметике, рисованию и особенностям проживания в сельской местности: получали знания в области садоводства, сельского и лесного хозяйства, пчеловодства, животноводства и прочих ремёсел.

Первый эксперимент Монюшко по предоставлению свободы действий крестьянам удивлял окружающих на протяжении многих лет и тем самым привлек много сторонников. Одним из немногих противников его был младший брат Доминика и отец композитора, Чеслав Монюшко. В своём дневнике Чеслав писал, что это пустая трата энергии и финансов, а проект обречен на провал. В конце концов, слова Чеслава стали пророческими. После смерти Доминика школы закрылись и эксперимент провалился. Однако до этого Доминик в течение многих лет успешно управлял командой фермеров и следил за слаженной работой школ. Идея фермерских экспериментов и её воплощение было исследовано Николаем Строгановым. По прибытию  на Радковщину Строганов посетил учебное заведение и высказал положительное мнение о проекте и похвалил автора… (продолжение следует)

Автор: Agnieszka Okupska    Перевод с польского: Ольга Трофименко

 Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.