Как отметить Первомай: на шабаш или на шашлыки?
Первое мая – особенный день. У многих народов существует поверье, что в этот день происходит полное пробуждение природы, она переходит из одного состояния в другое: пастбища готовы принять живность, плодоносящие деревья покрываются цветом, а конец апреля — начало мая – лучшее время для проведения посевных работ. В Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая, по поверью германских народов, ведьмы на горе Броккен резвятся в шабаше. Кельтские народы в этот же день отмечают праздник Белтайн (от гэльск. Bealltainn, или англ. Beltane). А в славянской мифологии этот день связывают с Живой, богиней весны, плодородия, рождения и жизни. Ну, а в советское время этот день нам знаком как Первомай и отмечался праздничными демонстрациями и маёвками на природе.
Каким образом многие и столь различные между собой народы смогли сойтись в праздновании одного и того же дня в году? Попробуем разобраться.
Вальпургиева ночь
Название связывают с именем святой Вальпургии, известной еще как Вальтпурде, Вальбурга, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж. Британка по происхождению, Вальпургия, – вполне реально существовавшая особа, родилась в графстве Девоншир ок. 710 года. Некоторые источники указывают на её происхождение из королевского рода. Хотя последнему историки пока не нашли подтверждение. Судьба девушки сложилась таким образом, что она сначала стала Уимбурнской монахиней, затем — основательницей и аббатисой монастыря в Хайденхайме (Германия). При жизни слыла доброй, отзывчивой и образованной женщиной, совершила много чудес, связанных с исцелением и спасением людей. Из её биографических данных ничто не указывает на связь с ведьмами и шабашами. На вопрос, каким образом веселье нечисти в эту ночь связывают с именем Святой, не всегда можно найти ответ. Известно, что после смерти (25 февраля 777 год, Хайденхайм) её канонизировали, и в римском списке день святой Вальпургии значится как 1 мая. Спустя 100 лет после её смерти новый епископ Айштадта решил восстановить церковь и монастырь, который когда-то основала Вальпургия. Рабочие неаккуратно провели работы и осквернили могилу Святой. Однажды ночью её грозная тень явилась пред эпископом, напугав его. После этого было принято решение перевезти останки аббатисы в Айштадт и возложить в одну из скал. Вскоре было обнаружено, что из скалы источается елей, обладающий целебными свойствами. Впоследствии мощи разместили в различных местах: в некоторых церквях и монастырях Германии, Бельгии и Франции, и по свидетельству некоторых очевидцев, мощи обладают целебной силой и всё также источают елей. Святая Вальпургия считается покровительницей моряков, оберегает их в шторм и непогоду, она же защищает от воздействия злых сил. Почему ночь накануне 1 мая называется Вальпургиевой? Скорее всего, произошло наложение. Издавна существовали народные поверья и традиции, связанные с представлением об окружающем мире; переход природы из одного состояния в другой вообще представлялся нашим предкам чем-то загадочным и обязательно связанным с тонкими гранями между мирами. Как правило, все праздники, связанные со сменой времени года, сопровождаются разгулом нечистой силы и считается, что простые смертные в такие дни особо уязвимы. Почему же не попросить защиты у Вальпургии, тем более что по католическому календарю этот день посвящен ей.
В народе этот день отмечался шумно, весело. Почитался культ очищающего огня. В каждых регионах были свои ритуалы и атрибуты празднования. В основном все действа были направлены на защиту скота, будущего урожая, изготовление оберегов от всяких йотунов, троллей, ведьм и прочих нечистых, которые в эту ночь весьма активны. Ночь Вальпургии у некоторых германских народов еще считается ночью любви — что-то похожее на День святого Валентина. Юноши собирали цветы и зеленые ветви, клали в окна и двери своих возлюбленных, чтобы те в цветах встретили рассвет Майского Дня. Наряду с праздничными огнями в Англии, на юге Германии и Скандинавии использовали такой атрибут праздника, как Майское Дерево – огромная ветвь, украшенная разноцветными лентами. В праздничной процессии Дерево проносили через всю деревню. Это символизировало «вхождение мая».
Белтайн
Белтайн известен как кельтский праздник, знаменующий начало лета. Праздник посвящен богу Белу, или Белинусу, — богу света. Праздник белтейн означает «огонь бога света».
На закате дня, 30 апреля, друиды на вершинах холмов разжигали ритуальные костры из дубовых сучьев, которые особым образом складывались для этого. Между двумя кострами прогоняли домашний скот, дабы защитить от порчи и болезни. Кельты в домах гасили очаг, для того чтобы зажечь его огнем из ритуального костра. В праздничный день устраивались народные гуляния, турниры. Считалось, что если девушка первого мая омоет лицо утренней росой, то на целый год сохранит юную красу. Во время празднования Белтайна у кельтов также была традиция, которая схожа с Майским Деревом. Только для этих целей лентами украшали огромный шест, под которым устраивался праздничный хоровод.
День Живы
Наши братья-славяне тоже шумно и весело проводили майский канун с песнями, игрищами, хороводами. Было принято прыгать через очищающий костер и купаться или обливаться холодной весенней водой. Славили богиню, исполняя в её честь песни и молитвы. День после ночных гуляний принято было проводить в отдыхе от трудов праведных, в молитвах прославления богини Живы.
Первомай
В Российской империи Первомай стал международным днем солидарности трудящихся после 1890 года, когда в Варшаве впервые прошли стачки десяти тысяч рабочих. С 1897 года маёвки приобрели политический характер и при этом стали сопровождаться демонстрациями. В России в 1917 году впервые Первое мая отпраздновали открыто, как и подобает, с лозунгами политического характера. После Октябрьской революции Первомай стал официальным праздником. Поменялся его характер, но при этом сохранилась суть, заложенная нашими предками много веков назад. Тут вам и веселье, и праздничное шествие, и ленты; а маёвки на природе – вот вам и костры, и игры, и купания (для самых смелых).