Из истории немецкого кино
Немецкий кинематограф родился в тот же год, что и братья Льюмер изобрели проектор и представили зрителям свою короткометражку «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Братья Складановские на несколько месяцев раньше, чем именитые французы, изобрели «биоскоп», который имел существенный «минус» в своей технологии – дороговизну. И тем не менее новый вид развлечения в Германии был признан и доступен для всех слоев общества. Стоит отметить, что германский кинематограф с первых шагов своего становления отличался неординарностью и самостоятельностью. Нашлись те, кто видел в новом изобретении не только способ развлечения, а и новый вид искусства. После 1910 года в Германии стали сниматься первые художественные фильмы с большой продолжительностью, в основе которого лежали художественные произведения. Так, к примеру, в 1913 году вышел художественный фильм «Пражский студент» по одноименному рассказу Эдгара Алана По (режиссеры: Стеллан Рийе и Пауль Вегенер). Первыми немецкими кинозвездами того времени можно считать Хенни Портен и датскую актрису Асту Нильсен, которая получила признание своего таланта в Германии.
Дальнейший этап становления германского кинематографа получил название «немецкий экспрессионизм», отличительной чертой которого были мрачная эстетика и сюрреалистический подход. Для примера можно вспомнить фильмы «Кабинет доктора Каллигари» (режиссер Роберт Вине) и «Носферату: Симфония ужаса» (по роману Брэма Стокера, режиссер Фридрих Мурнау). Зрители погружались в атмосферу ужаса и нереальности происходящего благодаря примененным спецэффектам.
В 20-е годы XIX века на территории Германии работали сотни киностудий. В мировой киноиндустрии произошел скачок в развитии: звуковые фильмы пришли на смену немому кино. Зазвучали новые имена: Элизбет Бергнер, Марлен Дитрих, Бертольд Брехт, режиссер Фриц Ланг.
Период с 1933 и по 1945 года был непростым для немецкого кинематографа. С приходом к власти национал-социалистов многие видные кинодеятели вынуждены были эмигрировать (среди них Марлен Дитрих, Фриц Ланг, Эрих Помер, Петер Лорре, Элизабет Бергнер и пр.). Кинематографисты еврейского происхождения по причине антисемитской политики вынуждены были прекратить работу. Вся кинопродукция в этот период условно была разделена на две части: либо развлекательного характера, либо пропагандистского. Этот исторический период стал звездным часом для режиссера-документалиста и актрисы Лени Рифеншталь (режиссерские работы: «Триумф воли», «Олимпия», «Победа веры» и др.)
После Второй мировой войны наступил новый этап в развитии немецкого кинематографа. Так же, как и страна, и этот вид искусства разделился в Германии на два направления.
Документальные фильмы производства ФРГ выражали основную мысль приверженцев политического строя этой части Германии о том, что немцы скорбят об ушедшем строе, а тематика в основном была направлена на изображение того, как восстанавливается Германия после разрушения. В художественных фильмах четко прослеживалось влияние французского и итальянского кино, которое особо почиталось на западе.
ГДР жила в атмосфере социализма, основные идеи, которые находили отображения в киноискусстве, — антифашистская пропаганда, восстановление страны и зарождение новой жизни.
Несмотря на то, что деятельность в сфере германского кино продолжалась, оно было не настолько ярким и значимым, как в предыдущих периодах. Немецкий кинематограф как бы находился в тени. И только в 1962 году появилось новое движение, основанное Александром Клуге, — «молодое немецкое кино». Это был прорыв. В числе первых немецких режиссеров, чьи картины стали популярны не только в Германии, но и за её пределами, стали Фолькер Шлёндорф и Маргарет фон Тротта. Некоторое время они работали совместно в жанре политического кино, а потом каждый из них занимался разработкой собственного направления: Шлёндорф – в экранизации романов, а фон Тротта – в теме, раскрывающей проблемы феминизма.
Вим Вендерс, Вернер Херцог и Райнер Вернер Фассбиндер – также являются яркими и ключевыми фигурами в кинематографии Германии этого периода. Киноискусство, по их мнению, должно отойти от развлекательного кино. Кино должно побуждать к размышлению, заставить задуматься. Фильмы, снимавшиеся на деньги независимых студий, получили название «авторское кино».
В начале нового века фильмы Германии по характеру стали скорее созерцательными: это медленное кино, наблюдение за жизнью европейцев, в которой не происходит крупных событий; бытовые и рядовые события в жизни намного важнее, чем смена правительства.
Наиболее значимые фигуры нового периода — режиссеры: Ульрих Кёлер, Ангела Шанелек, Кристоф Хоххойзлер. Марен Аде, Кристиан Петцольд.