Богиня Макошь – Святая Параскева Пятница: трансформация образа
В пантеоне языческих богов Макошь (Мокошь) занимает особое место — повелительница нижней части мироздания, она же известна ещё как и Мать-Сыра Земля, повелевающая источниками, водой, влагой. Божеству в женском обличии поклонялись еще в праславянскую эпоху. Древние славяне почитали богиню, олицетворяющую судьбу, удачу, достаток и приумножение рода. Во всех индоевропейских языках сохранилось слово «ма», которое имеет такое же значение, как и в современном русском языке, – мама. Часть слова «кош» в восточнославянских языках тоже можно встретить в словах «кошелёк» (рус.), «кошель» (рус.), «кошти» (укр.). Макошь представлялась нашим предкам в виде красивой женщины, держащей в руках рог изобилия или доверху наполненный сосуд. Матушка Богиня даровала достаток и процветание тому, кто трудился не покладая рук, и наказывала нерадивых и ленивых. Женщинам Макошь покровительствовала в рукоделии, в прядении, в супружеской жизни. Однако каждая хозяйка знала, что прясть или стирать в праздник или в пятницу (день, посвященный почитанию Богини) запрещалось.
У Макоши были дочери — Доля и Недоля, вместе они определяли судьбы небесных богов, а также судьбы смертных, плетя для каждого Нити Судьбы. Для того чтобы сложилась жизнь удачно, просили Макошь поручить плетение одной из дочерей — Доле. В этом заметно сходство с мифологией древних греков, где существовали Мойры — прядильщицы судеб, и со скандинавской мифологией, где Норны и Фригг, жена Одина, пряли на Колесе.
Макошь, пожалуй, одно из немногих праславянских божеств, что сохранилось в народной памяти, и культ которого продержался несколько сотен лет даже после принятия христианства на Руси. Рукописи четырнадцатого века подтверждают, что на Руси Макоше поклонялись на тайных женских собраниях, проводимых жрицами. С приходом христианства Мать-Богиня превратилась в Святую Параскеву Пятницу. Помимо дня недели для почитания святой, пятницы, на Параскеву была перенесена также связь с водой, что, в свою очередь, нашло отражение в обрядах с бросанием пучка пряжи в колодец – своеобразное подношение. На Украине вплоть до начала XX века существовал обычай кормить Пятницу. В ночь, накануне наступления дня недели Святой Параскевы, хозяйка дома стелила чистую скатерть, ставила хлеб-соль да горшок с кашей и ложку на стол. Верили, что придет ночью Пятница и отужинает. А накануне дня Святой Параскевы, 9 ноября (28 октября) добавляли к ужину немного мёда.
Трансформация славянского божества и всё, что связано с его культом, в христианский образ – распространенное явление. Так, к примеру, наблюдается преобразование Коляды в Рождество Христово, а Корочун превратился в Сочельник, Сороки-Заклики Весны — в Сорок мучеников, Масленица – в Благовещение (больше даже знакомо празднование по языческому обряду), Ладин-Лельник — в Пасху и т.д. В общем-то, тема интересная и достойна подробного изучения.